ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Стресс и способность детей к обучению

Исследование, проведенное при поддержке Национального института здравоохранения США, показало взаимосвязь между уровнем стресса и способностью детей к восприятию новой информации и приобретением навыков. Специалисты изучили ряд исследовательских работ, сравнивающих уровни гормона стресса с результатами тестов на формирование интеллекта, характера и модели поведения детей из неблагополучных семей. Недостаток личного пространства, финансовые трудности, недостаток внимания со стороны родителей или же, наоборот, излишне строгие методы воспитания, развод — все эти факторы могут привести к нарушению обучаемости детей и замедлить процессы развития.

Результаты исследования указывают на то, что снижение уровня стресса и недовольства жизнью как в школьной, так и домашней обстановках, поможет повысить концентрацию внимания и улучшить академические успехи детей школьного и дошкольного возрастов. Доктор Клэнси Блэр (Нью-Йоркский университет) отмечает, что высшие когнитивные функции ребенка такие, как владение своими эмоциями, контроль над импульсивным поведением, создание планов и алгоритмов действия, концентрация внимания, имеют наибольшее влияние на обучаемость и напрямую связаны с уровнем гормона стресса.
Гормон стресса

Кортизол — это гормон, повышающийся в стрессовых ситуациях. Один из экспериментов в рамках исследования проводился среди детей, занимающихся в группе дошкольников из проблемных или малообеспеченных семей. Исследователи наблюдали за 170 детьми, производили замеры кортизола в их слюне при различных уровнях стресса (до, после и во время выполнения теста), а также оценивали их когнитивные функции. Что интересно, при низком уровне стресса кортизол повышается на непродолжительное время и в целом это положительно влияет на выполнение комплексных задач. Дети с нормальным количеством стресса в жизни, а соответственно и допустимым уровнем гормона в организме, лучше контролируют себя в классе и способны концентрироваться на решении заданий. В то время как сильный и продолжительный стресс увеличивает и количество кортизола, и длительность его нахождения в системе ребенка. У детей, пребывающих в постоянном состоянии стресса и тревоги, наблюдаются проблемы с самоконтролем, вспышки гнева, нарушения концентрации внимания и другие эмоциональные и психологические проблемы.